Меню
12+

Газета «Вести Хасавюртовского района»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Послание Главы Республики Дагестан Сергея Меликова Народному Собранию Республики Дагестан

Уважаемые депутаты Народного Собрания Республики Дагестан! Уважаемые участники мероприятия!

В соответствии с Конституцией Республики Дагестан обращаюсь к Народному Собранию с Посланием о положении в республике и основных задачах на ближайшую перспективу.

Сегодня наша встреча проходит не как ранее бывало, в формате сессии Народного Собрания, а как самостоятельное масштабное событие с приглашением представителей Федерального Собрания, руководителей республиканских и муниципальных органов власти, федеральных структур, предприятий, деятелей образования и науки, культуры и спорта, наших уважаемых старейшин и молодых активистов, людей, заслуживших признание и авторитет. Здесь присутствуют представители всех городов и районов республики, всех национальностей, все те, от кого зависит настоящее и, самое главное, будущее Дагестана.

Выбор в пользу такого решения был сделан осознанно. В создавшихся условиях, перед лицом беспрецедентных угроз нашему обществу требуется единодушная сплоченность и мужественная решимость. Для этого всем нам нужно честно и открыто оценить сделанное, осмыслить происходящее, посмотреть в завтрашний день.

Говоря откровенно, последние годы для республики, как и для всей страны, стали временем испытаний и тревог. Еще лет пять назад мало кто из присутствующих даже в самых безудержных прогнозах мог предположить, какие тяготы выпадут на нашу долю. Сначала мы столкнулись с почти двухлетней пандемией коронавирусной инфекции, принесшей в Дагестан столь много горя и вызвавшей мировой кризис, который не обошел стороной и Россию. А последний год страна с оружием в руках вынуждена защищать свою свободу и суверенитет. Причем противоборство идет не только на полях сражений, на передовой. Против нас развязана небывалая экономическая агрессия, трусливая война санкций и повсеместных запретов.

Но прошедший год стал не только эпохой бед и невзгод. Он явился временем свершений и единения, надежды и веры в будущее. Нельзя не испытывать чувства гордости за Россию, которая, встав на защиту соотечественников, подняла знамя борьбы за правду и справедливость против диктата глобальной «империи зла». И особое удовлетворение вызывает то, что в этих событиях мирового масштаба, о которых еще напишут в учебниках истории, вновь на весь мир засияли дагестанские доблесть и честь, всегда отличавшие наших джигитов.

Первым военнослужащим, получившим звание Героя России в рамках проведения СВО, стал наш земляк воин-десантник Нурмагомед Гаджимагомедов. В последующем «свои звезды Героев навечно прикололи к вершинам дагестанских гор», как говорил наш великий поэт, еще шесть наших земляков: Эседулла Абачев, Энвер Набиев, Руслан Курбанов, Исрафил Магомедов, Михаил Абрамченко, Шамиль Магомедов. Почти тысяча дагестанцев уже награждены боевыми орденами и медалями, на деле доказав, что достойны памяти и славы предков. Некоторые их наших отважных воинов сегодня присутствуют здесь, и, обращаясь к вам, хочу сказать большое спасибо!

К сожалению, войны без потерь не бывает. И иногда ценой подвига становится жизнь. Мы скорбим по тем, кто пал в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания.

Трудно смириться с потерями. Но важно понимать, что они не напрасны, а ушедшие герои обрели подлинное бессмертие в наших сердцах. Священный долг перед теми, кого сегодня нет с нами, – довести борьбу до конца, почтить их память победой, которая обязательно будет за нами.

Также необходимо окружить заботой людей, потерявших своих близких. Я сам встречаюсь с каждой такой семьей. Делается все возможное, чтобы поддержать их. Наряду с федеральными мерами предусмотрены дополнительные выплаты, льготы, в том числе по налогам. С первых дней создан специальный фонд «Все вместе».

Недавно Президент Российской Федерации своим указом образовал государственный фонд «Защитники Отечества», главная задача которого создание условий для достойной жизни и активной деятельности ветеранов и участников СВО, а также их семей. Мы в республике даже с опережением подошли к такому решению, создав Центр социальной поддержки участников военных конфликтов и членов их семей. Сейчас мы выстраиваем эту деятельность в соответствии с федеральными решениями.

Рассчитываю, что дагестанцы активно подключатся к поставленной задаче. И в помощь фронту продолжит демонстрировать свои сплоченность и самоотверженность. Суммарно Дагестан в зону СВО направил более 5 тыс. 180 тонн гуманитарного груза, а с учетом помощи от религиозных объединений и благотворительных фондов – более 8,5 тыс. тонн. Это один из самых высоких показателей среди регионов.

Такой результат оказался возможен благодаря нашим совместным усилиям, в том числе и тех, кто находится сегодня здесь, в зале. Сделанное заслуживает самого высокого признания и благодарности.

Но дело совсем не цифрах. Это не соревнование. Важно, что люди, осознав суть происходящего, смогли объединиться, на деле продемонстрировать сплоченность братских народов, всех слоев общества. Ведь в этом благородном деле бескорыстно участвуют не только состоятельные люди, меценаты, общественные организации, но и простые женщины, которые вяжут носки для военнослужащих, шьют форму, сельские труженики, которые заготавливают мясо, сыр, урбеч, мед, дети, которые отправляют на фронт письма, учителя, врачи, которые оказывают помощь в боевых порядках – весь народ, который не может оставаться в стороне.

Уважаемые дагестанцы!

Действительно в таких условиях решить застарелые, копившиеся десятками лет проблемы социально-экономического развития республики было бы очень сложно. Не все из намеченного удается вовремя. Но мы смогли, оперативно решая стремительно возникающие задачи текущего жизнеобеспечения республики, создать на основе принятой в прошлом году Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года прочный фундамент для дальнейшего роста, сохранить позитивные тенденции в экономике.

По итогам 2022 года валовой региональный продукт, по предварительным подсчетам, вырос на 3 процента. Это для нас рекордный темп за последние 5 лет. В создавшейся ситуации такой результат достойно смотрится на фоне других регионов.

Хорошие показатели демонстрируют инвестиции в основной капитал – более 10 проц. и промышленное производство – 8,5 проц., где нам удалось почти на треть увеличить в прошлом году объем гособоронзаказа. Существенных успехов за последние годы удалось достичь и в легкой промышленности, в том числе благодаря реализации прорывного стратегического проекта «Город обувщиков».

Есть динамика в сельском хозяйстве и строительстве. Мы вышли на докризисный уровень безработицы. Растет число лиц, заключивших социальный контракт, который позволяет малоимущим организовать свою предпринимательскую деятельность, пройти профессиональное обучение, наладить подсобное хозяйство. Удалось нарастить меры по оказанию государственной социальной помощи иных видов.

Только в рамках Республиканской инвестиционной программы по итогам прошлого года построено 110 объектов. Среди них: 14 школ, 54 детсада, 11 объектов спорта, 17 – газификации, 10 – водоснабжения.

Подробную информацию о результатах 2022 года мы услышали в рамках весьма детального отчета Председателя Правительства Абдулмуслима Абдулмуслимова о деятельности Правительства республики. И можно сказать, что, несмотря на все сложности, Дагестан демонстрирует приличные показатели социально-экономического развития, которые даже в более спокойные времена редко когда достигались.

Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович Путин отметил, что «сейчас всё меняется очень быстро. Это время не только вызовов, но и возможностей … и от того, как мы их реализуем, зависит наша будущая жизнь». «Всё для дела, всё для результата – на это должно быть всё нацелено» – эти слова нашего Президента должны стать основополагающим посылом для нас.

Говоря о проблемах, требующих первоочередного решения в реальном секторе, надо отметить необходимость обновления производственных фондов предприятий. Это касается и промышленности, и сельского хозяйства, и ряда других отраслей. На уровне страны создан целый ряд механизмов, которыми необходимо более активно пользоваться. В первую очередь, имею в виду обновленные инструменты промышленной ипотеки, о которых глава государства говорил в своем Послании.

Правительству республики необходимо активизировать участие в федеральных программах для получения субсидий промышленными предприятиями на компенсацию затрат, приобретение машин, оборудования.

Если мы видим, что какой-то из востребованных мер поддержки не достает, надо выходить с инициативой. В федеральных органах власти нас слышат и готовы к совместной работе. Как вы знаете, по результатам взаимодействия с Советом Федерации, Народным Собранием республики были инициированы изменения в Федеральный закон «О мелиорации земель», которым предусмотрена возможность для сельхозтоваропроизводителей получать государственные субсидии на высаживание лесозаградительных полос, и другие мероприятия, позволяющие сохранить земли и пастбища от опустынивания. Законопроект уже принят Госдумой в первом чтении.

Другой блок задач связан с восстановлением в республике экономики высоких переделов. В этих целях наша индустрия должна стремиться к кооперации с крупными российскими компаниями. Это позволит дагестанским предприятиям диверсифицировать риски, нарастить объемы производства, найти свой сегмент на рынке импортозамещающих, экспортно-ориентированных изделий и комплектующих. Наше отраслевое министерство должно еще более активно такую работу координировать.

Также хочу поблагодарить наших промышленников, которые чутко отреагировали на возникшие нужды страны и оперативно наладили производство обмундирования, экипировки, другой необходимой продукции для участников СВО. Сегодня некоторые из них присутствуют в этом зале. Хотелось бы поблагодарить их.

В сфере сельского хозяйства необходимо обеспечить развитие нашей перерабатывающей промышленности. Мы выращиваем сельхозпродукции много, но ее переработка пока на самом низком уровне. Даже флагман дагестанской консервной промышленности, который славился на всю страну качественной продукцией – Кикунинский консервный завод, несколько лет простаивает из-за финансовых проблем. Он должен работать. Правительству республики поручаю обеспечить его деятельность до начала сбора урожая фруктов!

Третий блок задач по развитию реального сектора связан с преодолением противоречий в земельном вопросе, которые заключаются в том, что, с одной стороны, у нас дефицит земли, а с другой – у нас огромные массивы практически не используются.

В этой связи поручаю Правительству республики принять все меры по повышению эффективности использования земель. Особая роль в этом глав районов и городов, которые также должны активно участвовать в этой деятельности, в частности при разработке документов территориального планирования предусматривать площади для размещения в перспективе промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Прошу и депутатский корпус подключиться к этой работе в своих муниципалитетах.

Уважаемые коллеги!

Я не раз отмечал важность проблемы земельно-имущественных отношений в республике. Важнейшей предпосылкой преодоления узких мест в этой сфере является эффективное участие в мероприятиях госпрограммы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», в которой мы участвуем в качестве пилотного региона.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации с 1 января 2024 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки с планируемым строительством.

Поручаю Правительству Республики Дагестан совместно с главами муниципальных районов и городских округов до конца текущего года завершить работу по внесению в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований.

При этом Минимуществу Дагестана необходимо продолжить работу и по другим направлениям развития пространственных данных, включая проведение комплексных кадастровых работ и создание единой электронной картографической основы республики. Земля и имущество должны работать на благо народа и государства, а добиться этого мы можем исключительно за счет эффективного их использования!

В связи с этим Минимуществу Дагестана, а также главам муниципальных образований необходимо активнее проводить работу по взысканию задолженности за аренду государственного и муниципального имущества, а также по возврату неиспользуемого и ранее незаконно отчужденного имущества.

Кроме того, необходимо проработать механизмы эффективного использования большого количества объектов незавершенного государственного имущества с привлечением частного сектора, в том числе с целью пополнения республиканского бюджета. Необходимо искать возможности использования этих объектов для развития экономики. Особое внимание необходимо уделить объектам незавершенного строительства, использовать опыт других субъектов, которые эффективно эту задачу решают.

В текущем году необходимо продолжить работу по легальному вовлечению в хозяйственный оборот земель побережья Каспийского моря.

Многочисленные жалобы на отсутствие должного земельного контроля поступают от жителей республики как на мое имя, так и в адрес других руководителей.

Уполномоченным органам государственной власти, а также муниципалитетам необходимо усилить государственный надзор и земельный контроль за целевым и эффективным использованием земельных ресурсов, шире использовать при этом меры принудительного взыскания арендных и иных платежей, изъятия ненадлежащим путем используемых земель. Рассчитываю также на действенную помощь правоохранительных органов федерального уровня.

Особенно остро проявляются проблемы в сфере земельно-имущественных отношений в случае с Махачкалинско-Каспийской агломерацией. На протяжении многих лет ситуация с масштабными нарушениями законодательства, сделавшими возможным нерациональное использование земельных участков, которые вместо того, чтобы стать облагороженными общественными пространствами, были превращены в настоящие бетонные джунгли, является одним из значимых факторов социального недовольства. И дело здесь не только в архитектурном облике или удобстве проживания, хотя это тоже очень важно. Была положена преграда на пути цивилизованного решения жилищной проблемы для тысяч людей. Одиноко стоящие незаконно возведенные многоэтажки эту проблему не решили, а только усугубили ее.

Заполонившие рынок республики недобросовестные застройщики сделали ипотеку менее доступной, а в части вопросов вообще не доступной для населения нашей республики. И это в тот момент, когда вся страна развивает жилищную программу именно на основе ипотечного кредитования. Из-за активности этих застройщиков такой механизм защиты прав граждан, как эскроу-счета, продолжает оставаться в Дагестане диковинкой, а число «обманутых дольщиков» не уменьшается. Строительный «спрут», объединивший ушлых дельцов и отдельных коррумпированных чиновников, стал настолько силен, что даже адресные проверки не всегда помогают восстановить справедливость. В лучшем случае находятся «стрелочники», а истинные выгодоприобретатели с легкостью уходят от ответственности, что подрывает веру граждан в государство, в силу закона.

Состояние в сфере земельных отношений и положение в строительной отрасли объясняют сложности в решении проблем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье. Например, в случае с уже известными всем общежитиями в Каспийске, в которых люди ежедневно подвергаются реальной опасности. Однако без реакции «сверху» власти города оказались неспособны самостоятельно найти способ обеспечить законные права жителей. В Махачкале на улице Джигитской принципиально схожая ситуация, возникновение которой не могло произойти без участия отдельных должностных лиц, попытавшихся беды граждан использовать для создания различного рода схем, направленных на свое личное обогащение. С этим надо заканчивать! Этому надо объявлять такую же бескомпромиссную войну, как и нашим внешним врагам.

В рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда до конца 2023 года планируется расселить около 1000 человек или более 300 семей. При этом необходимо осуществить указанные мероприятия с учетом горького опыта прошлых лет, исключив ущемление прав расселяемых жителей, которые не хотят переезжать в новые дома в виду того, что аварийное жилье по своему качеству оказывается лучше, чем вновь возведенное.

С учетом вышесказанного прошу до парламентских каникул Народное Собрание и Правительство республики в нормотворческом плане проработать вопрос развития Махачкалинско-Каспийской агломерации с учетом необходимости усиления контроля со стороны органов власти республики за исполнением законодательства о комплексном развитии территорий, недопущения самовольного строительства, нарушения архитектурно-строительных норм. Мы не отбираем у городских округов право выделять земельные участки под строительство. Но оно будет дано только после согласования этого вопроса со всеми контролирующими органами в сфере строительства. Только тогда глава муниципалитета сможет принять решение о выделении участка, если оно будет соответствовать нормам закона о комплексном развитии территорий. Хватит воровать землю, обманывать людей и вводить в заблуждение органы власти!

Кроме того, новому составу Общественной палаты при участии Администрации Главы и Правительства Дагестана можно подумать о создании механизмов гражданского мониторинга данной сферы и ее экспертного сопровождения со стороны общественных организаций. Общественники должны заниматься реальной помощью государству и людям.

Непосредственно застройщикам хочу сказать, что знаю многих из вас как принципиальных профессионалов, порядочных деловых людей, для кого моральные нормы всегда будут стоять выше желания получить лишнюю прибыль. Некоторые из вас участвуют в благотворительности, оказывают поддержку социально незащищенным гражданам, участникам СВО, членам их семей. Это заслуживает признания.

Но, говоря откровенно, опыт других регионов показывает, что Дагестану нужно более активное ваше участие в решении проблемы формирования фонда социального жилья. А правительство в свою очередь должно создать для вас максимально благоприятные условия, не откладывая это на новое бюджетное финансирование, а немедленно принять решение, срок исполнения которого будет согласован с нашими реальными возможностями.

Объемы бюджетных средств, выделяемых на эти цели, весьма приличные. К примеру, в минувшем году в рамках реализации государственных программ 52 тыс. дагестанских семей улучшили жилищные условия. Дагестан стал единственным субъектом Российской Федерации, выделившим субсидии на приобретение жилья инвалидам I группы и семьям, имеющим детей-инвалидов: в прошлом году оказали помощь 114 семьям. В этом году предусмотрена аналогичная работа. Но все ли реальные инвалиды получили квартиры? Общественная палата в своем новом составе должна стать активной помощницей и самым прямым средством обратной связи с населением.

Конечно, возможности у всех разные. Например, наш сенатор не первый год оплачивает паломничество в Мекку для сотен людей, депутат Госдумы организует масштабные мероприятия для детей из семей, нуждающихся в особой поддержке, Государственный секретарь организовал благоустройство старого христианско-иудейского кладбища в Махачкале. Но столь востребованного временем подлинного единства мы сможем достигнуть только тогда, когда будем совершать благие дела все вместе.

Сегодня в сфере малого и среднего предпринимательства республики задействовано около четверти занятых в экономике – свыше 315 тысяч человек. Здесь формируется более трети валового регионального продукта Дагестана, активно растет число самозанятых граждан – сегодня их уже 220 тысяч человек. Можно сказать, что здесь виден результат государственной поддержки малого бизнеса.

В рамках нацпроекта в 2023 году финансовая помощь будет предоставлена субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме почти 500 млн рублей, что в 3 раза больше, чем в прошлом году.

Необходимо продолжить внедрение Регионального экспортного стандарта, в рамках которого обеспечивается участие дагестанских предпринимателей на международных выставках.

В мае мы проводим инвестиционный форум в республике, а также готовимся к участию в Кавказской инвестиционной выставке. Это реальная возможность презентовать потенциал Дагестана на самом высоком уровне, руководству Правительства России, бизнес-сообществу. Такой случай необходимо использовать в полной мере.

Частные компании, идущие на перепрофилирование производства для того, чтобы поставлять в рамках госзаказа обмундирование и средства индивидуальной защиты, другую продукцию, заслуживают дополнительной поддержки, так же, как и те, кто, являясь единственным учредителем или руководителем юридического лица, призван по мобилизации или проходит службу по контракту в зоне боевых действий.

Попрошу правительство проработать данный вопрос и в ближайшее время внести соответствующие предложения, в том числе об отсрочке уплаты по платежам за аренду недвижимости, земельных участков и другого регионального имущества, субсидировании процентной ставки по кредитам, грантовой поддержки и так далее.

Снижение ставок стимулировало бизнес на работу в правовом поле, и, соответственно, налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса в 2022 году увеличились почти в 1,3 раза. Но мы рассчитывали на большее. Принято решение, и депутаты поддержали эти изменения, о продлении указанных налоговых льгот до конца 2023 года.

Как видите, органы власти принимают все возможные меры для поддержки предпринимателей. В первую очередь, мы минимизировали налоговую нагрузку на бизнес, осознанно идем на потери бюджетных доходов, несмотря на высокую дотационность. Но и от бизнеса ждем встречных шагов. Несмотря на принимаемые меры, все еще сохраняется значительная задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему. Эта ситуация требует внимания и принятия дополнительных решений со стороны налоговых органов и правительства. Хотел бы обратить внимание на вялую, неактивную работу наших налоговых органов, особенно муниципального уровня. Этого допускать нельзя.

Надо перестроить работу в том числе контролирующих, надзорных и правоохранительных органов, начиная с этапов планирования мероприятий, выявления финансово-бюджетных нарушений до их устранения и предотвращения в дальнейшем. При этом основной задачей таких структур видится не выявление однотипных нарушений, а выработка мер по сведению их к минимуму, в первую очередь, за счет осуществления предварительного контроля, профилактики и методической помощи, в том числе главам муниципальных образований.

По моему поручению уже созданы зональные рабочие группы, которые актуализируют налогооблагаемую базу. Ответственная роль в этом отношении принадлежит главам муниципальных образований и председателям одноименных комиссий. Необходимо усилить контроль за своевременной и полной уплатой налогов, провести анализ причин возникновения задолженности и принять меры по их устранению. В противном случае сохраняющаяся налоговая задолженность может повлечь за собой серьезные последствия как для бюджета, так и для экономики в целом. Я хотел бы предупредить тех, кто находится в «серых» зонах. Надеюсь, вы понимаете, что налог, который вы должны уплатить, является одним из способов улучшения качества жизни дагестанцев, в том числе и ваших близких. Это осознание должно прийти к вам рано или поздно.

В рамках работы по повышению инвестиционной активности и улучшению делового климата в республике проводится комплекс мероприятий, направленных на организационную, информационную, финансовую поддержку как инвесторов, так и предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса. Практически завершено создание стандартизированной системы привлечения и сопровождения инвестиций. Новый Региональный инвестиционный стандарт включает алгоритмы действий инвестора по процедурам подключения к инфраструктуре.

В рамках работы по сопровождению инвестиционных проектов уже введены в эксплуатацию 6 инвестиционных объектов суммарным объемом инвестиций более 4 млрд рублей, среди них успешный проект по строительству солнечной электростанции в г. Южно-Сухокумске.

Объективности ради нужно отметить: в этой сфере не все обстоит так хорошо. Одной из основных проблем в ходе реализации инвестиционных проектов на сегодня остается получение инвесторами технических условий на подключение к энергоресурсам и другим инженерным коммуникациям. Правительству совместно с ресурсоснабжающими организациями необходимо принять меры по оптимизации сроков получения разрешительных документов.

Следует обеспечить бизнесу прозрачность прохождения всех процедур. При этом их количество и время принятия решений должны быть минимальными.

Одной из самых проблемных для жителей республики остается жилищно-коммунальная сфера, а также вопросы электроснабжения и газоснабжения. Жители республики хотят жить комфортно, и они это заслужили!

Стоит признать, что, несмотря на значительные объемы финансирования в прошлом году по линии ПАО «Россети Северный Кавказ», качественного улучшения ситуации с надежностью электроснабжения у нас не произошло. В 2022 году зафиксировано более 3 тыс. аварийных отключений.

У таких проблем есть объективные объяснения, заключающиеся в том числе в многолетнем недофинансировании работ по ремонту и обновлению сетей, оборудования. За один год такие масштабные задачи невозможно решить, но мы последовательно, методично этим занимаемся.

С учетом остроты проблемы данная ситуация стала темой обсуждения с Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным. Наши просьбы были услышаны, соответствующие поручения даны и частично реализованы. Рассчитываю, что уже в обозримом будущем все смогут почувствовать улучшение ситуации.

Одной из самых острых проблем для республики остается обеспечение жителей качественной питьевой водой. Для решения этой задачи в минувшем году мы начали строительство магистрального водовода «Чиркей-Махачкала-Каспийск». Ввод в эксплуатацию этого объекта кардинально улучшит водоснабжение Махачкалы и Каспийска. Считаю таким же важным завершение в текущем году и строительства водовода Кайтаг-Дербент для водоснабжения Дербента.

Необходимо принять максимально возможные меры для решения проблемы водоснабжения по всей республике, что предусмотрено Стратегией развития Дагестана до 2030 года.

В 2022 году мы приступили к реализации проектов по реконструкции систем теплоснабжения городов Дагестанские Огни и Кизилюрта за счет средств Фонда национального благосостояния. Завершение этих работ обеспечит качественным и надежным теплоснабжением население этих городов, а администрация города Дагестанские Огни в этом году должна своевременно получить паспорт готовности к зимнему периоду. Правительству и столичной администрации необходимо проработать возможность использования этого механизма и для реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры Махачкалы, а в последующем – других городов, которые в этом нуждаются.

Развитию этого направления мы уделяем приоритетное внимание. В 2023 году предусмотрено строительство и реконструкция 30 крупных объектов коммунальной инфраструктуры. Поручаю правительству республики до конца года обеспечить ввод в эксплуатацию максимального количества объектов из строящихся. При необходимости перераспределяйте средства, сконцентрируйте их на вводимых объектах. Такого распыления средств, как раньше, в результате чего у нас возникали объекты незавершенного строительства, больше быть не должно.

Также в 2022 году мы провели капитальный ремонт общего имущества в 101 многоквартирном доме, аналогичную работу необходимо провести и в 2023 году. И ремонт должен быть качественным. Понятно, что все хотят, чтобы их дом был отремонтирован в первую очередь. Но это сделать невозможно. Поэтому составлена специальная программа, по которой мы поэтапно будем идти. Когда наши жители увидят, что их деньги доходят до цели, они сами начнут исправно вносить установленные платежи в региональный фонд.

В республике успешно реализуется партийный проект «Единой России» «Формирование комфортной городской среды». Только в 2022 году благоустроено 179 территорий. В 2023 году предусмотрено благоустройство 142 территорий.

Большое количество обращений граждан касается этой темы. Люди просят благоустроить их двор или его небольшой участок, частенько оставшийся после захвата или продажи коррумпированным чиновниками. Даже реализация этой программы не дает гарантии сохранения двора от застройки и самозахвата. Нужно внимательно относиться к просьбам и заявлениям людей, которые касаются развития комфортной городской среды. Недавно была информация в сетях, как под застройку подпадает благоустроенный самими жителями двор в Махачкале.

Уважаемые депутаты, в данной сфере, безусловно, напрашивается и партийный парламентский контроль с вашей стороны, поскольку вы в своем большинстве представляете партию «Единая Россия», которая инициировала этот проект.

Сегодня мы часто обращаемся к вопросам противодействия внешним угрозам. Действительно, сложившаяся обстановка нас к этому обязывает. Но в такой ситуации нельзя забывать и о вызовах другого плана. Имею в виду тех, кто привык ловить рыбу в мутной воде, наживаясь на наболевших проблемах дагестанского общества, тех, кто, позабыв честь и достоинство предков, стал врагом собственному народу. По некоторым направлениям деятельности нам приходится преодолевать их сопротивление. В большинстве случаев оно носит скрытый характер и проявляется в виде различных бюрократических проволочек и препон. Но иногда приходится иметь дело с широко растиражированной кампанией лжи и клеветы.

Именно так может быть охарактеризована ситуация вокруг реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. Казалось бы, как можно быть против того, чтобы свалки, за десятки лет испоганившие наши благородные горы и земли, были убраны, чтобы дым от мусорных пожаров и зловонных помоек перестал отравлять людское дыхание, чтобы дурная слава о Дагестане как о «республике летающих пакетов» навсегда осталась в прошлом.

Но находятся люди, которые в погоне за длинным рублем готовы наплевать на здоровье миллионов людей. Несмотря на наличие экспертизы, результатов профильных исследований, новая система обращения с отходами, еще не заработав, превратилась в объект для безосновательной критики. Причем весьма активно здесь выступают те, кто в прошлом особым природосберегающим рвением не отличался и, вероятно, вполне спокойно наблюдал мусор на горных реках и водохранилищах Дагестана, постоянный смок пожарищ и стаи птиц на свалке в Черкес-Кутане, переполненные контейнеры в городах республики. Причины таких резких перемен в сознании понятны. Просто нечистоплотные люди, привыкшие к грязным деньгам, не могут спокойно смотреть, как мы очищаем Дагестан.

План наших мероприятий прозрачен и был одобрен после самого пристального изучения в федеральном Министерстве природных ресурсов и экологии, которое является главным штабом «мусорной реформы» в стране. И уже к концу 2024 года проблема обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Дагестане должна быть решена.

Другим направлением нашей природоохранной деятельности является оздоровление реки Терек и развитие зоны Ачикольских озёр. С федеральной поддержкой мы и здесь сможем найти оптимальные, а главное, эффективные решения.

Президент страны впервые в своем Послании отметил проблему оздоровления реки Терек. Мы этот посыл воспринимаем как возможность снять угрозу прорыва водооградительных валов и подтопления прилегающих к реке территорий. Правительство республики уже работает в федеральных министерствах и ведомствах по вопросу определения низовья реки Терек как приоритетного участка для проведения работ.

Также необходимо принять меры по реализации Комплекса задач по проведению противопаводковых и природоохранных мероприятий на период 2022-2025 годов и в последующие годы, утвержденного Росводресурсами совместно с Росрыболовством и Правительством Республики Дагестан. Природоохранная тема очень важна для Дагестана, особенно с учетом привлекательности нашего региона для туристов.

Уважаемые коллеги!

Изменившиеся транспортные и логистические связи России с зарубежными странами делают развитие транспортного коридора «Север-Юг» базовым приоритетом в развитии транспортно-транзитного потенциала республики. Поэтому один из крупнейших прорывных проектов, реализуемых в регионе, – именно в сфере транспорта. На участке МТК «Север – Юг» мы модернизируем транспортную инфраструктуру: проводим работы по реконструкции пунктов пропуска, строительству объездных дорог вокруг крупных городов, созданию логистической инфраструктуры. И привлекаем к этой работе всех, кто желает инвестировать свои средства в эти крупные, я бы сказал, стратегические для нашей страны проекты.

В общении с людьми, в том числе в рамках прямой линии, много вопросов касалось дорожного строительства. Этот вопрос актуален для граждан как с точки зрения транспортной доступности, так и безопасности участников дорожного движения. В рамках развития дорожного хозяйства проводится масштабная работа по приведению в нормативное состояние региональной сети автодорог. Только за прошлый год отремонтировано и реконструировано более 750 км.

В 2022 году во взаимодействии с федеральными органами власти нам удалось подойти к решению проблем строительства обходов городов Махачкалы, Хасавюрта и Дербента. Вы помните, что эта проблема не решалась десятилетиями. Сейчас это стало реальным и позволит значительно разгрузить дорожную сеть, ускорить перемещение грузов, способствуя развитию экономики, но и, что самое главное, улучшить условия проживания людей.

Обходы Хасавюрта и Дербента уже включены в пятилетний план дорожной деятельности с началом строительства в 2025 году. Надо пытаться, как это называется, «сдвинуть время исполнения влево», то есть способствовать более раннему началу строительства. И такие перспективы у нас есть. Финансирование строительства Северного обхода Махачкалы также предусмотрено в федеральном бюджете. Ведется работа по разработке проектной документации.

Кроме того, проводится капитальный ремонт 7-ми участков федеральной автодороги «Кавказ» общей протяженностью 77 км с переводом их в 4-х полосное движение и разделением встречных транспортных потоков. Еще 8 аналогичных участков капитального ремонта общей протяженностью 69 км проектируются для исполнения в 2023-2025 годах. Важность таких масштабных проектов в числе прочих решает и проблему обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения человеческих жизней. Как было отмечено министром внутренних дел по Дагестану в своем отчете, половина трагических смертей на дорогах республики приходится именно на эту трассу. В этом отношении я призываю к комплексному взаимодействию, чтобы не просто дорожное полотно было отремонтировано, но и были установлены соответствующие средства наблюдения, созданы парковочные места, придорожные пункты для отдыха водителей и туристов. Эти элементы инфраструктуры можно создать за счет привлечения масштабных инвестиционных проектов.

Сейчас решен вопрос с источником финансирования проектирования и строительства отдельной подъездной дороги к Махачкалинскому морскому торговому порту. А в дополнение к этому после запуска в эксплуатацию морского пункта пропуска через госграницу в Махачкалинском порту рассчитываем на существенный рост грузопотока. Правительству республики поручаю этот вопрос взять на контроль и координировать всю работу.

Отмеченные выше мероприятия по развитию федеральных автодорог на территории Дагестана беспрецедентны по своим масштабам и являются результатом системной совместной работы руководства республики с Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации.

То, что мы сегодня получили такие беспрецедентные меры поддержки, еще раз подчеркивает особое отношение Президента страны к Дагестану и его народу.

Уважаемые участники мероприятия!

Обеспечение здоровья граждан является одной из главных функций государства. Для повышения эффективности этой работы нам необходимо сконцентрировать усилия на наиболее проблемных участках: поэтапном строительстве поликлиник в г. Махачкале, приобретении оборудования, развитии детского здравоохранения, профилактике заболеваний, вакцинации, развитию первичного звена.

В рамках работы по подготовке кадров для системы здравоохранения необходимо учесть востребованные специализации, особенно в сельской местности, куда мы по программе «Земский доктор» направляем специалистов.

У нас уже создана основа для развития телемедицины, подведен интернет ко всем лечебным и поликлиническим учреждениям, которые объединены в единый цифровой контур. Министерству здравоохранения необходимо наладить систему амбулаторного дистанционного мониторинга пациентов для повышения доступности специализированной и высокотехнологичной помощи населению городов и районов, в том числе отдаленных труднодоступных населенных пунктах.

В Дагестане в последнее время участились случаи заболевания корью. Основной причиной специалисты называют отказ части родителей от вакцинации детей. Из-за безответственности некоторых взрослых в нашу жизнь возвращаются болезни, о которых мы не вспоминали десятилетиями. Задумываются ли эти люди, доверившие здоровье ребенка «диванному эксперту», «иммунологу» из социальных сетей, какими тяжёлыми могут быть последствия?

Сегодня я обращаюсь к людям старшего поколения, бабушкам и дедушкам, которые должны вразумить молодых родителей, ставших жертвами мифов. Отдельно обращаюсь к владельцам частных детских учреждений, которые пренебрегают требованиями Роспотребнадзора: ваши действия не просто противозаконны, они безнравственны! И последствия для них будут соответствующими!

Министерство здравоохранения совместно с главами муниципалитетов должно сделать все возможное для сохранения здоровья детей.

Особо хочу отметить важность обеспечения первоочередного оказания медицинской помощи участникам СВО и членам их семей. Необходимо расширить возможность проведения медико-психологического консультирования этой группы граждан.

Мы запланировали строительство центра реабилитации санаторного типа на побережье Каспийского моря для военнослужащих, получивших ранения в ходе специальной военной операции. Этот вопрос был предметом обсуждения у Президента в ходе нашей встречи, и он дал соответствующее поручение Правительству Российской Федерации. Правительство Республики Дагестан прошу проработать в федеральных органах власти вопрос финансирования и реализации этого проекта.

подробнее на сайте

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

33